Остров сокровищ
Остров сокровищ, известный многим по роману Роберта Льюиса Стивенсона, находится в пяти градусах и тридцати трёх минутах к северу от экватора и в пятистах километрах от побережья Коста-Рики и носит название остров Кокос. Открытый в 1526 году испанским капитаном Джоаном Кабезосом, остров получил своё название благодаря обилию кокосовых пальм, которые вместе с неограниченными запасами пресной воды сделали его тайной базой пиратов и корсаров, промышлявших в 17-18 веках вдоль побережья испанской Америки. Легенды говорят о многочисленный сокровищах, спрятанных на острове в период 1684-1721 годах, создавших острову славу самого богатого в мире места по содержанию пиратского золота. Такие известный джентльмены удачи, как сэр Френсис Дрейк, Генри Морган, Вильям Дэвис, Бенито (Кровавый меч) Бонито, Вильям Томпсон облегчали свои суда на острове Кокос.

Вильям Дэвис разгрузился здесь в 1684 году, Бенито Бонито в 1819, сэр Фрэнсис Дрейк, уходя от испанского военного флота, спрятал на острове 26 тонн серебра, чтобы увеличить скорость своих судов. Карта место нахождения этого клада была передана английской королеве, титул сэра просто так не раздавался в старой доброй Англии, и была уничтожена пожаром. Историй другого клада, известного как Лимские сокровища, состоящего из тонн золотых и серебряных слитков, золотых листов церковных куполов Лимы и статуи девы Марии размерами в человеческий рост, сделанной из золота, началась в 1820 году. Капитан Томпсон принял лимские сокровища на борт своего судно Mary Dear вместе с их хозяевами аристократами, спасающимися от армии Боливара, ведущего войну за независимость. Перед отходом Томпсон вышвырнул аристократов обратно к Боливару, но после разгрузки на острове Кокос его судно было перехвачено перуанским фрегатом. Вся команда была перебита, только двоим удалось уцелеть, это были сам Томпсон и его слуга Китинг, спасённый китобойным судном. Эти двое пытались вывезти сокровища с острова с помощью капитана Боага. При этой попытке ещё одно судно погибло вместе с экипажем, оставив в живых Китинга, рассказавшего на смертном одре историю о том, как капитан Боаг и его взбунтовавшийся экипаж тонули с карманами, набитыми золотом. С тех пор более 500 экспедиций пытались добраться до пиратских сокровищ, включаю официальную экспедицию правительства Коста-Рики, объявившего остров своей территорией 15 сентября 1860 года. Почти все экспедиции в течение двух веков заканчивались провалами. В 1931 году удачливые диггеры нашли двух футовую статую, сделанную из золота и драгоценных камней. Другая поучительная история, рассказывает о четырёх молодых французах, нашедших в 1966 году останки двух диггеров, убивших друг друга при дележе нескольких сумок с испанскими монетами и золотыми слитками. Не поделенное беднягами золото французы тайно переправили в Европу и там попались служителям закона. В настоящее время правительство Коста-Рики объявило мораторий на кладоискательство на острове Кокос и правильно сделало. По мнению многих путешественников, побывавших на острове Кокос, сокровища находятся там прямо на поверхности острова и в омывающих его водах.

Остров Кокос – национальный парк Коста-Рики, основанный 22 июня 1978 года, а в 1991 году границы были расширены на 15 километров в океан. В 1997 году ЮНЕСКО провозгласила остров Кокос природным наследием человечества. Площадь национального парка 99.700 га. из них 2400 приходится на собственно остров Кокос. Самая высокая точка острова гора Иглесиас с высотой 636 метров и несколько хребтов со средней высотой 183 метра. Гористый остров всё время окутан дождевыми облаками, которые выливают на остров до 7000 мм. осадков в год. Для тех, кто хотел бы хоть чуть-чуть позагорать, относительно сухой сезон на острове с Января по Март. Большое количество осадков позволило сформироваться уникальным горным облачным лесам. Для острова очень характерен высокий уровень эндемизма флоры и фауны. Например, из 235 видов растений 75 эндемичны, а из 362 видов насекомых 64 являются эндемичными. Несомненно, наземная часть острова является раем для натуралистов. Но для нас – девяти членов клуба любителей подводного плавания “Босфор Восточный”, чуть не поломавших ноги на скользких, заросших лишайниками и мхами камнях на пути к живописному водопаду ныряние было комфортабельнее лазания по джунглям. Одной высадки на берег, где мы преодолевали триста метров пути по ручью за сорок, минут нам с лихвой хватило. В путеводителях по острову сказано, что в горах находится останки американского самолёта времён второй мировой войны, но после одной экскурсии к водопаду ни у одного члена нашей группы не возникло позывов туда пробраться. Мы с успехом потратили всё отпущенное нам на борту Okeonos Aggressor время для нырялки. Как и все корабли Aggressor Fleet, созданные под американский водолазный рынок, наш корабль и его экипаж были сверх всяких похвал. Двух местные каюты с кондиционером, туалетом и душем, вполне приличная кухня со снеками между ныряниями, сделали наш быт вполне обустроенным. Заплатив дополнительно 100 долларов, мы получили возможность нырять на Nitrox все восемь дней, что с ночными ныряниями дало нам возможность сделать около 30 погружений. Nitrox это то, что нужно для подобных экспедиций, где диапазон глубин для ныряния от 15 до 35 метров.

За время пребывания на острове мы дважды видели рейнджеров и пару раз рядом с нами ночевали два рыбацких бота, которые рыбачат в 15 километрах от острова. Безлюдье было полное и это радовало. То, что рыбалка рядом с островом запрещена много лет, даёт свои плоды. При погружениях кажется, что именно таким и должен быть океан до появления человека, в смысле обилия морской жизни. Побывав на Галапагосских островах в 2 экспедициях на борту Aggressor I, я предполагал, что более богатого подводного мира мне уже не увидеть. Попав на остров Кокос, я увидел более богатый подводный мир в более чистой и тёплой воде. Из крупных пелагических животных, особенно обычны были белоплавничковые акулы и здоровенные мраморные скаты. Их можно было видеть на каждом погружении сотнями. Обязательно нужно делать ночное ныряние у острова Мануэлита для наблюдения за ночной охотой белоплавничковых акул. Десятки акул одновременно с нескольких сторон атакуют рыб спрятавшихся под большими группами кораллов. Акулы, извиваясь, лезут в гущу коралловых ветвей и выхватывают от туда обезумевших от ужаса рыбёшек. Свет водолазных видео фонарей акулам не мешает, а наоборот привлекает их к вечернему кормлению. По части наблюдения за молотоголовыми акулами банка Альционе с сильным течением была наиболее подходящим местом. Из литературы мы знали, что Кокос знаменит стаями молотоголовых акул, и они были, но не на каждом нырянии, как и силки шарк. К числу редких встреч, которые на Кокосе были обычными можно отнести встречи с тунцами, в том числе желтоплавниковыми гигантами, и с гигантской макрелью ваху, напоминающей барракуду. Встреча с китовой акулой у нас не состоялась. По признанию экипажа шансов, что в экспедицию встретишь китовую акулу примерно 30 процентов. Ещё более редкое явление, известное на Кокосе это байт болл. Наш капитан был предупреждён, что мы желаем увидеть байт болл, но нам не повезло. Байт болл это большая охота нескольких видов хищников на стаю маленьких рыб(джеки, бонито и тп.). С борта судна байт болл выглядит, как кипящая поверхность воды, в которую бросаются многочисленные птицы. Мне довелось смотреть видео, где оператор висел в толще воды, включив камеру на запись сорок минут. Всё это время стаю мелочи терзали акулы, тунцы, дельфины, а сверху серебристыми торпедами ныряли олуши или по заграничному буби. Хотя вода на Кокосе тёплая, градусов 27 почти круглый год, коралловые рифы там не развиты. Крутые свалы из скальных пород покрытые розовыми известковыми водорослями очень напоминали подводные ландшафты родного Приморья, только заселённые муренами, лангустами, черепахами и, как я уже говорил сотнями акул.

То, что на борту Oceanos Aggressor был неограниченный по заверениям экипажа ресурс пива, позволило воспринять десятидневный выход, как мгновение. Едва успев разныряться, мы обнаружили, что нас ждёт 36 часовой переход обратно на материк. 500 километровые переходы на Кокос и обратно могут быть очень утомительными, особенно при плохой погоде. Я, как обладатель самой удачной формы морской болезни – хочется есть и спать – подобные переходы переносил легко вместе с несколькими другими счастливчиками. Тогда, как несколько позеленевших наших сограждан и часть испанской группы явно мечтали о земной тверди. Если когда-нибудь на острове Кокос появится взлётно-посадочная полоса, то от туристов не будет отбоя. Тогда же пропадёт и весь шарм этого экзотического места, находящегося вдалеке от накатанных туристских дорог. О других дальних маршрутах в лучшие ныряльные места мира смотрите http://www.aggressor.com.