Остров Дайер - мировая столица большой белой акулы
Остров Дайер - мировая столица большой белой акулы

Поездка в ЮАР марте 2011 года была для меня шестой начиная с 1996 года. Как-то так сложилось, что мы хорошо сошлись с моим напарником Бруно и я продолжаю ездить к нему в гости на ныряния под Кейптаун. В1996 году Бруно только женился, двое его детей растут на моих глазах, а я старею на их глазах. Бруно увлечен ныряниями со времени его службы в ВМС ЮАР. Я помог ему освоить нитрокс — воздушно-кислородные смеси для ныряния, позволяющие дольше находиться под водой, и он с энтузиазмом готовит смеси у себя в гараже.


Нырять в районе Кейптауна очень непросто из-за состояния моря (холодно, вода 9 градусов, мутно, волны и течения). Подводные ландшафты в районе Кейптауна напоминают калифорнийские, но холоднее и больше затонувших кораблей. Много птиц, в т. ч. пингвинов, а также дельфинов, тюленей и китов, последние появляются сезонно. Главный дом у Бруно в городке Хоут-Бей возле Кейптауна. Мы много раз выходили на погружения в районе Хоут-Бея и далее к югу к мысу Доброй Надежды.

В этом районе есть острова с лежбищами морского льва, но в истории Хоут-Бея не было случаев атак большой белой акулы. А может быть, просто не было выживших после этих атак и рассказывать о них было некому. Второй дом у Бруно в поселке Кляйнбай в 300 метрах от гавани, из которой выходят боты смотреть большую белую акулу. Он знает всех операторов, работающих с большой белой акулой, базирующихся в Кляйнбае.

В этот раз шарк мэн Michael Rutzen — хозяин Shark Diving Unlimited (www. sharkdivingunlimited.com) — был не в международных экспедициях по изучению большой белой акулы, а в дайв-центре. Майк известен в мире как эксперт по поведению акул, ныряющий с большой белой акулой без клетки. Послушав о наших с Бруно глубоких 30-35-метровых погружениях в 3-4 километрах от острова Дайер, а мы сделали их несколько десятков. Майк проникся уважением и даже предложил мне спецусловия: два выхода по цене одного, лучшее место в клетке и действовать по правилу «первый в воду, последний из воды».

Остров Дайер известен тем, что на нем обитает несколько десятков тысяч морских тюленей и самая большая в мире популяция больших белых акул, которые «пасут» этих тюленей. Ученые много лет ведут фототеку спинных плавников большой белой акулы в местах ее обитания: в ЮАР. Юго-Западной Австралии, у острова Гваделупа, возле Тихоокеанского побережья Мексики, на побережье Калифорнии. Используя визуальные признаки — шрамы, царапины и т. п., они насчитали во всем Мировом океане около четырех тысяч особей большой белой акулы, из них более тысячи было отмечено в районе острова Дайер. Мой водолазный напарник Бруно погружался в этом районе около сотни раз и несколько раз наблюдал больших белых акул под водой. Мне с моимичетырьмя десятками погружений возле острова Дайер повезло или не повезло, но я акул не видел. При погружениях мы использовали электронный отпугиватель акул — шарк шилд (http://sharkshield. com/).

Элекроимпульсы, излучаемые этим прибором, воздействуют на ампулы Лоренцини. расположенные в носу акулы, и отпугивают акул. Все водолазы Австралии, работающие на добыче морепродуктов, применяют шарк шилд. правда, это не спасло моего хорошего друга Питера Кларксона из Порт-Линкольна, Южная Австралия. Его 17 февраля 2011 года разорвали две большие белые акулы прямо на глазах у капитана катера (http://au.news.yahoo. com/thewest/a/-/breaking/8867920/shark-victim-a-passionate-diver/). Тело не было найдено, и остается только догадываться о деталях трагедии с опытнейшим водолазом Австралии. Возможно, батарея шарк шилда разрядилась при погружении, и прибор перестал работать. Батарея прибора рассчитана на четыре часа непрерывного действия, но водолазы-промысловики погружаются в шланговом варианте, и случается, что бывают под водой больше четырех часов. Как бы там ни было, но Питер остался навечно в море, и в апреле 2011-го мне пришлось нырять в Западной Австралии не с ним, а с его другом капитаном Хадсоном. который тепло вспоминает Питера (см. ссылку выше).

В ЮАР ныряние с большой белой акулой — процветающий бизнес. В районе острова Дайер работают девять лицензированных операторов, у каждого по одному катеру.Ныряния с большой белой акулой проходят без акваланга и даже без трубки и ластов, т. к. все наблюдатели находятся в клетке и по команде капитана приседают под воду на задержке дыхания, когда акула подходит к приманке. Приманка — пара тунцовых голов — привязана к веревке с поплавком. Процесс выглядит, как рыбалка без крючка или игра с бантиком с домашней кошкой. Акула стремится откусить приманку, а капитан — выхватить приманку из-под носа акулы и притянуть приманку и идущую следом акулу к клетке. Иногда акула промахивается и кусает прутья клетки или тыкается в клетку мордой, к радостному ужасу наблюдателей.Самый кошмар случается, когда акуле удается поймать приманку вблизи клетки и она пытается ее оторвать с веревки, работая телом и хвостом. Вода кипит, удары обрушиваются на клетку, клетка содрогается и гремит, туристы визжат. Обычно после одной такой экзекуции происходит смена наблюдателей в клетке, т. к. клетка рассчитана на шесть человек, а на борту человек 20 — очередь, да и вода градусов 10, что холодно для мокрых прокатных костюмов. Я, имея спецусловия и личный сухой гидрокостюм, отсидел в клетке все время за два выхода, с коротким перерывом для съемки на поверхности. Условия съемки были очень неподходящие: мутная вода, облачно, дождь и волны, которые делали из клетки «стиральную машину», в которой все бились друг о друга и о клетку.

Следующий день — Пасха — был солнечный, но ветреный и с пятиметровыми волнами. Все боты были на берегу, а акулы отмечали Пасху в обществе тюленей. Часто выходы в море отменяются здесь из-за погоды. Чтобы гарантированно снять акулу, надо иметь минимум неделю времени в запасе, кроме того, нужно приезжать южноафриканской зимой, т. е. в июне-августе, когда вода намного прозрачнее и больше акул, но в это время я плотно занят в Приморье. Летними месяцами и в Приморье отличные условия для ныряния, так что будем пытаться наблюдать акул в районе мыс Гамова — бухта Витязь. После двух случаев нападения акулы на купающихся, зарегистрированных на юге Приморья в августе 2011 года, мы с друзьями выполнили более тысячи погружений в указанном районе и на островах заповедника в надежде понаблюдать и снять на фото и видео акул.

В это время в Приморье была лихорадка по ловле акул-убийц на какие-то дурацкие приманки типа куриц и поросят, которая сопровождалась повсеместным запретом на купания. При наших погружениях мы использовали шарк шилд, который при необходимости мог быть включен в рабочий режим, но. поскольку акул никто из дайверов не видел, прибор мы так ни разу и не включали. Из наших многолетних подводных наблюдений следует, что Южное Приморье совсем даже не родина акул и для наблюдения за этими прекрасными животными приморским дайверам по-прежнему придется ездить в тропики. Результаты моей недавней, декабрь 2011 года, поездки к акулам во Французскую Полинезию на атоллы Ту-амоту можно посмотреть по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=Lpl38eH07lw&feature=youtu.be. Это был настоящий акулий рай — десятки акул на каждом погружении. Вот бы в Приморье так было, но тут им кормовую базу зачистили рыбным промыслом, и наблюдать акул в Приморье — занятие бесперспективное