Санта Барбара
Мало кто из русских аквалангистов знает, что город Санта Барбара – это как бы водолазная столица западного побережья США. Этот неофициальный статус город получил благодаря своему расположению относительно национального парка Ченэл Айлендз (Channel Islands National Park), основанного федеральным правительством США в 1938 году. Национальный парк включает в себя следующие острова: Сан Мигель, Санта Роза, Санта Круз, Анакапа, Санта Барбара.

Острова Сан Николас и Сан Клименте, удалённые от побережья на 40-45 миль, заняты военными. Высадка на них строго запрещена и, судя по тому, что остров Сан Клименте является базой для групп S.E.A.L и U.D.T (элитные диверсионные часть ВМС США), у рискнувших высадиться, очень быстро возникнут проблемы. Однако, вблизи этих островов производиться любительское ныряние с ботов, базирующихся в городах Санта Барбара, Лос Анжелес и Сан Диего. Так что для больших любителей военной экзотики есть шанс попускать пузыри рядом с секретными водолазами США.
Другой крупный остров – Санта Каталина, не входящий в национальный парк Ченэл Айлендз, находится в 20 милях от Лос Анжелеса и является очень популярным местом отдыха для жителей Южной Калифорнии. Остров принадлежит компании Риглей (Wrigley), жевательную резинку которой так обильно рекламирует Российское ТВ.

По погодным условиям район Южной Калифорнии очень непредсказуем. В отдельных районах погружениям могут помешать сильный ветер и прибой. Температура воды колеблется от 12 градусов Цельсия зимой до 22 летом. Прозрачность может быть от 6 до 36 метров.

Ченэл Айлендз – одно из моих любимых мест для ныряния. Мне посчастливилось погружаться в воды, омывающие Санта Барбару, несколько раз. В ноябре 1991 года это было трех дневное обучение фотографии на борту бота Vision у известного подводного фотографа из Санта Барбары Тома Кэмпбела. Некоторыми днями позднее был очень памятный выход с Бобом Эвансом, изобретаем ласт Force Fin, на его личном боте. В феврале 1999 года – снова борт Vision. Погружения с группой фотографов из клуба Dolphin SCUBA Center, находящегося в Сакраменто – столице штата Калифорния. А началось всё с погружений, сделанных в сентябре 1990 года совместно с Чарльзом Митчелом, в то время президентом Американской Академии Подводных Наук, у острова Санта Каталина. Они и были теми первыми подводными шагами в Калифорнийских водах, которые впечатлили меня на всю жизнь и заставляют возвращаться обратно. Причины, по которым мне так нравится нырять в водах Ченэл Айлендз, просты.

Во-первых, подводные мир островов – лучшее, что я видел в умеренных широтах и прохладной воде (на Галапагосах я пока не был). Подобно папуасу – авантюристу, который, согласившись съездить на экскурсию в Сибирь, предпочтёт вернуться обратно в тропики, я предпочитаю ныряния в умеренных широтах. Вся Россия, Калифорния, Южная Африка в районе Кейптауна, Юго-Западная Австралия, Галапагосы были бы моим выбором в противовес Красному морю, Мальдивам, Таиланду и т.д. Объяснение этому можно искать в категориях “ностальгия”, “русская душа” и т.д. Те, кто провёл в тропиках более 500 часов, со мной согласятся.

Во-вторых, компания Truth Aquatics, владеющая ботами Vision, Truth и Conception, предоставляет исключительную возможность наныряться в хорошей компании водолазов в очень комфортных условиях. Руководство о том, как вести себя на борту судна в многодневном водолазном путешествии, подаренное мне экипажем борта Vision в 1991 году, было почти без изменений использовано во Владивостоке на борту судов Акфес и Вектор, работавших по программе PADI в 1991-1993 годах. Это были первые опыты по водолазному туризму в России, прекращённое из-за финансовых трудностей.

Как водолазные инструктор, в прошлом член команды ботов с проживанием на борту и иногда как турист, получающий сервис с проживанием на борту, я бы рекомендовал все поиски перспектив для водолазных поездок начинать с анализа ботов с проживанием на борту (Live aboard dive boat), работающих в данном районе. Обычно, сервис с проживанием на борту стоит в 2-3 раза дороже берегового базирования, но крутым (по желанию нырять) водолазам он даст в десятки раз больше впечатлений.

Как уже упоминалось выше, подводным мир островов Ченэл Айлендз исключительно привлекателен. Делают его таковым леса, состоящие из водорослей макроцистис, или гигантский келп (Macrocystis pyrifera). Они достигают в длину 70 метров и могут вырастать за сутки до 60 сантиметров. Эти водоросли формируют настоящие леса вдоль побережья Калифорнии, покрывая подводные скалы трудно проплываемыми зарослями. В подобных зарослях я нырял только у побережья Южной Африки. В отличие от ламинарии или морской капусты, формирующие подводные леса, лежащие на дне вдоль побережья Дальнего Востока, водоросли макроцистис образуют леса, занимающие всю толщу воды, начиная с глубины 30-40 метров. Эти водоросли имеют пузырьки, заполненные газами, что позволяет им парить в толще воды. Келповые леса прикрывают побережье от разрушающего воздействия океанского прибоя и дают убежище и стол для сотен видов морских животных. Заросли келпов просто нафаршированы рыбой, морскими звёздами, морскими ежами, моллюсками, в том числе голожаберными, крабами, лангустами и прочей живностью. Как и при любых погружениях, Вам потребуются некоторые навыки и тренинг, чтобы разглядеть и понять, что происходит в подводном мире. Как сказал один из членов команды Кусто: “Некоторые водолазы под водой способны разглядеть, что-нибудь размером с автомобиль, да и то, если это что-нибудь будет минут 10 болтаться туда обратно у них перед глазами”. Многие тренинговые организации (PADI в их числе) имеют специальную программу Подводные натуралист, которую можно порекомендовать всем любителям подводного мира.

В калифорнийских водах есть замечательные животные для любителей детальных наблюдений и макрофотографии. Это голожаберные моллюски – животные, которые не имеют раковины и напоминают сухопутных слизней. Длинна их тела достигает 10 сантиметров. У голожаберных моллюсков нет настоящих жабер, дыхание происходит через выросты на теле, или вторичные жабры. Многие из голожаберных моллюсков имеют совершенно фантастическую окраску тела и жабер, поэтому очень полезно иметь подводный фонарик в кармане компенсатора, чтобы рассмотреть настоящую окраску животного, украденную поглощением цвета на глубине. Голожаберные моллюски – любимый объёкт для макросъёмки, особенно для новичков фотографии. Эти животные двигаются медленно, грациозно, не маскируясь и не прячась от хищников. В рацион голожаберных моллюсков входят стрекающие гидроиды. Голожаберные моллюски каким-то образом могут трансформировать стрекающие клетки гидроидов – нематоцисты – в собственное тело, получая защиту в наследство от собственной жертвы.

На борту Vision слайды проявлялись ежедневно, а по вечерам мы получали возможность видеть несколько десятков видов голожаберных моллюсков на слай-шоу. Что ещё было здорово на борту Vision? Это – замечательная кухня, дружелюбный экипаж и фотоконкурс в последний вечер, в котором было 38 участников экспедиции, из которых 25 подводные фотографы разного уровня. Фотография силуэта келпа принесла мне 3-е место в категории съёмка широкоугольным объективом и призов на 250 USD.

Единственным происшествием, омрачившем экспедицию 1999 года, был лёгкий случай декомпрессионной болезни с одним из участников похода. После того, как у пострадавшего водолаза появились симптомы декомпрессионной болезни, он был эвакуирован вертолётом береговой охраны США прямо с судна. Вся эвакуация, включая перелёт вертолёта к островам из Лос Анжелеса, заняла около часа. К счастью, пострадавший водолаз имел страховку DAN (Divers Alert Network). Все расходы были оплачены через DAN. Я пользуюсь страховкой DAN с 1994 года, но у меня не было случая её применить. По отзывам коллег, я знаю, что это очень эффективный способ быть защищённым от водолазных несчастных случаев в дальнейших путешествиях.