На обломках Японской Империи
Поездка на Трук, или как это государство, входящее в Федерацию Государств Микронезии, именуется в настоящее время Чук, была в моих водолазных планах многие годы. При этом случилась она совершенно неожиданно. После знаменитой ежегодной водолазной выставки DEMA Show 2002, имеющей 26-летнюю историю, мне посчастливилось быть на 12 из них, я собирался в свою поездку на Таити, Туамоту и Маркизские острова. Гвоздем поездки должно было стать недельное пребывание на борту “Таити Агрессор” - нового бота, который был запущен в работу в сентябре 2002 года, доведя число ботов “Агрессор Флит” в мире до 12 единиц. Неожиданно, консульство Франции в Сан-Франциско не дало мне визу во Французскую Полинезию, хотя в 1995 году я получал визу на Таити, находясь в США. Объяснили отказ борьбой с терроризмом и отправили меня за визой в страну моего проживания, то есть в Россию. Пришлось срочно менять планы и сращивать маршрут в девятый раз на Гавайи, второй раз на Филиппины, и впервые на Гуам и Трук. Благо Гавайи и Гуам это США, на Филиппины визу дали в Гонолулу на следующий день, а на Трук виза не нужна, если есть виза США. Виза США необходима для транзита на Гуаме, иначе как через Гуам на Трук не добраться.


Нырялка на Гуаме не впечатлила, хотя я был в гостях у знатока острова, моего давнего водолазного напарника по Гавайям – Стива, пенсионера ВМС США. Мои погружения на Гавайских островах в период 1991 – 2002 год будут темой отдельной статьи. Самыми памятными моментами на Филиппинах были пять ночных нырков на острове Мактан, что возле Себу. Мы с моим давним другом, коллекционером раковин и владельцем яхты “Гэндальф” – Гари, делали соло погружения, страхую друг друга по очереди. Задача была – дрейфовать вдоль стенки с сильным течением “Себу Экспресс” на глубине 55-60 метров и заскакивать в подводные пещерки в надежде найти редкие каури Валентию и Леукодон. Ничего не нашли, мне пришлось покупать, а у Гари они уже были. В целом, впечатления от Филиппин остались замечательные, но мне туда нужно ехать на месяц – два, а потом делиться эмоциями. В отличие от Филиппин, с их гигантскими просторами для водолазной деятельности, Трук представляет собой очень компактное место, дающее фантастические возможности для любителей ныряния на затонувшие корабли или рэк дайвинга, даже если у вас в запасе всего лишь неделя. Как же образовалась такое уникальное подводное кладбище кораблей почти по середине Тихого океана? Хотя, замечательная лагуна атолла Трук была открыта испанцем Альфонсо Де Орелано, прибывшем на корабле “Сан Лукас” в 1565 году, современная история Трука началась в 1899, когда Германия выкупила Каролинские острова у испанцев. В период первой мировой войны императорский флот Японии, облюбовавший лагуну для своих нужд, захватил Трук и другие острова Микронезии и господствовал там до окончания второй мировой войны. Несмотря на международные соглашения, запрещающие Японии строить военные укрепления на территориях, попавших под её контроль, японцы начали укреплять в военном отношении территории на которых они правили, согласно мандату Лиги Наций. Япония поощряла заселение Каролинских островов японцами и на некоторых территориях, граждане Японии стали составлять до 80% населения. Продолжая колониальную политику, начатую немцами, японцы разрабатывали фосфаты, выращивали рис, кокосовую копру, сахарный тростник для метрополии.

С 1930 года японцы активизировали военные приготовления на Каролинских островах и полностью закрыли доступ иностранцам на территорию Федерации Государств Микронезии, которая состоит из 607 островов - общей площадью 750 км?, разбросанных на акватории 2.6 миллиона км?. По воспоминаниям местных жителей период между первой и второй мировой войной был для них не так уж плох: японцы давали им работу, обеспечивали острова необходимыми товарами, бензином, электричеством. С вступлением Японии во вторую мировую войну ситуация для островитян стала ухудшаться. На период атаки Японского флота на Перл Харбор – 7 декабря 1941 японские и американские ВМС имели примерно равные по мощности флоты. После атаки на Перл Харбор американцы потеряли 5 линкоров, 424 самолёта, 3300 человек убитыми. Но японцы не предполагали, что американский флот так быстро превзойдёт свой довоенный потенциал. За период 1942-1945 годы американский флот получил 8 линкоров, 104 авианосца, без учёта 27 авианосцев, переданных союзниками, 48 крейсеров, 350 эсминцев, 204 подлодки и 24 тысячи самолётов. Американская тактика войны на Тихом океане называлась – “прыжки лягушки”. Они стремились занимать острова, необходимые для создания собственных аэродромов и баз для блокирования японских ключевых портов на Тихом океане. Наличие подавляющего превосходства в воздухе и на море позволило американцам, начиная с 1943 года успешно блокировать японские гарнизоны-крепости и постепенно разрушать их авиа налётами и судовой артиллерией. Трук был японским Гибралтаром на Тихом океане. Обширная лагуна Трука, защищённая от стихии кольцом рифов с несколькими узкими проходами и гористыми островами, была излюбленной стоянкой объединённого японского флота. С января по октябрь 1943 года, в период стратегического затишья на Тихом океане, основные силы японского флота, включая авианосцы и линкоры “Ямато” и “Мусаши” практически не покидали лагуну Трук. Для защиты Трука гарнизон базы имел более 100 единиц армейской артиллерии, 85 военно-морских орудий, 300 автоматических пушек, 2000 мин, несколько торпедных баз для атаки десантных кораблей и 350 противосамолётных пушек. Очень крепкий орешек, который американцы и не собирались брать, высаживая десант.

Первого февраля 1944 года американские войска высадились на островах Маджуро и Кваджелейн. Для японской военной базы Трук это был тревожный сигнал, враг был в 600 милях от базы. Вице-адмирал Кабаяси с 1 по 15 февраля 1944 держал базу в полной боевой готовности. Потом он решил, что опасность миновала и дал отдых своей авиации. На следующий день, 17 февраля американцы нанесли свой удар. Американская боевая группа имела в своём составе 5 больших и 4 лёгких авианосца, 6 быстроходных линейных кораблей, 5 тяжёлых крейсеров, 3 легких крейсера, 2 крейсера ПВО и 29 эскадренных миноносцев. К разочарованию американцев, авианосцы, линкор “Мусаши” и несколько крейсеров покинули Трук 8 февраля 1944. Их вспугнули 2 самолёта разведчика Б-24 Либерайтор, которые 4 февраля прилетели из южной части Тихого океана и произвели фотосъёмку лагуны. Двухдневный авиа налёт на Трук – кодовое название этой операции “Hailstone” обошелся японцам потерей 2 легких крейсеров, 4 миноносцев, 3 противолодочных кораблей, 1 торпедного катера, 1 вооруженного торгового крейсера и 31 различный корабль, включая 6 танкеров. Общий тоннаж утопленных кораблей был 220 тысяч тонн. Кроме того, было повреждено 17 кораблей, которые остались наплаву. Потери японских самолётов составили 250-270 машин. Американцы потеряли 25 самолётов, из них 8 не в боевых действиях и авианосец “Интерпид” получил повреждение руля и ушёл на ремонт в Гонолулу. Это был своего рода реванш за Перл Харбор. Заблокировав Трук, американская боевая группа ушла освобождать Сайпан, Тиниан и Гуам, оставив японский гарнизон Трука вымирать от голода и ожидать капитуляции Японии. Воспоминания местных жителей о японцах этого периода очень отрицательны.

Эти 2 февральских дня 1944 года и обеспечили Труку славу Мекки рэк дайвинга. За мою, более чем тридцатилетнюю водолазную практику, я погружался примерно на такое же количество затонувших кораблей, как на “Трук Агрессоре” за 6 дней. Я никогда не был большим фанатиком ныряния на затонувшие корабли, особенно специально подготовленные под программу искусственных рифов, что очень популярно в США. Но, когда позади затонувшего судна стоит реальная военная история, чувствуешь себя совсем иначе. Все водолазы в экспедиции зачитывались историческими книгами по операции “Hailstone”, особенно книгами Клауса Линдемана. Клаус вместе с местным водолазом Кумио Айзеком в 60-х годах начали изучение рэков Трук лагуны и сделали это место знаменитым на весь мир. Кроме как нырять на рэки, делать на Труке больше нечего. Это к тому же не очень безопасное место. Все путеводители для иностранцев советуют не покидать отель в вечернее время, даже на автомашине. Нам все эти трудности не были знакомы, так как “Трук Агрессор” стал нам и отелем и рестораном, где весь алкоголь включён в стоимость тура, и кино залом с ежевечерним просмотром подводных видео и фото материалов.

Ныряние на “Трук Агрессоре” выполняется по очень отлаженной схеме со стационарных швартовых буёв. Такая грамотная организация погружений позволяет легко делать 4 дневных и 1 ночной дайва, особенно если нырять на найтроксе, что мы все и делали. Моими частыми напарниками в этой экспедиции были два профессиональных водолаза из США и Канады. Оба бывшие граждане Польши. Томек живёт и ныряет в Нью-Йорке, Анджей в Ванкувере. Не сказал бы, что они крутые богачи, но, по их мнению – поездка на “Трук Агрессоре” стоит таких затрат. Для фото съёмки мне часто нужно было прийти на затонувший корабль вперёд других водолазов, чтобы избежать мути. За мою особенность быстро плыть к месту съёмки Анджей и Томек прозвали меня “Red October”, а все с удовольствием подхватили это прозвище.

Что особенно приятно поразило меня это фантастическая морская жизнь на затонувших кораблях. Палуба и надстройки покрыты ковром мягких и твёрдых кораллов, актиний и горгонарий. Исключительные возможности открываются для фото съёмки ночью, когда вся мелочь выходит на кормёжку, а рыбы укладываются спать. Я далёк от мысли пересказывать погружения на каждый из 12 кораблей, которые мы обныряли в эту экспедицию, выполнив 27 погружений. Самые хорошие возможности для съёмки морской фауны предоставляют рэки Fujikawa Maru и Shinkoku Maru. Для съёмки артиллерийских снарядов, торпед, перископов и прочего имущества для подводных лодок, плюс фарфоровая посуда, нырять нужно на Heyan Maru. Трактора, машины, бульдозеры и прочую технику лучше посмотреть на Hoki Maru. Пушки, танки это на Nippo Maru. Хорошие съёмки в машинном отделении и истребители Zero в трюме это опять Fujikawa Maru. Здоровенные снаряды для линкоров “Мусаши” и “Ямато ” калибр 457 мм это Yamaguri Maru. Если кто боится больших снарядов, то может смотреть маленькие патроны, но очень много, в трюмах Sankisan Maru. Для любителей глубины “Трук Агрессор” предлагает эсминец Fumitzuki, лежащий на 42 метрах. Обязательное ныряние для всех это кормление серых рифовых акул. Процедура налажена, снимается на видео камеру и можно всем домашним показать настоящих водолазов, среди настоящих акул.

Время от времени рядом с нами ныряли с маленьких ботов водолазы, базирующиеся в береговых отелях. Мы им искренне сочувствовали, отсиживаясь между погружениями в джакузи на верхней палубе. Для маленького бота даже небольшая волна – уже качка, не хотел бы я там быть с моими фото камерами. То, что обычно делается на Труке береговым базированием это два-три погружения в день. Больше возможно и не захочешь, слишком много энергозатрат на пути к месту ныряния и обратно. Обязательное предупреждение для всех: все затонувшие корабли Трука находятся под охраной государства. Изъятие ЛЮБЫХ артефактов (добряков, сувениров, мелочей, богатств) наказывается конфискацией вышеперечисленного и штрафом в 10.000 долларов США, а если денег нет, то тюремным заключением. Прецеденты были. Весь багаж на вылете инспектируется таможней врукопашную, так как рентген машина сломана. Экипаж всегда предупреждает гостей о потенциальных проблемах, но временами рисковые попадаются, правда не с “Трук Агрессора”. Это была моя пятая экспедиция на ботах “Агрессор Флита”. На очереди Таити и Палау.